21.10.2015
Задача, которая решалась Л. Варпаховским в его постановках «Оптимистической трагедии», с исчерпывающей полнотой сформулирована им самим. Его режиссерский замысел вступал в полемику со знаменитой постановкой А. Таирова в Камерном театре. Он стремился перевести конфликт Комиссара с Вожаком в мировоззренческую плоскость, показать столкновение двух интеллектов, двух политических позиций, а не борьбу разума против неуправляемой силы. При таком понимании пьесы фигура Вожака становилась равнозначной Комиссару по силе убежденности в своей идеологической доктрине. Бунт против всяческих общественных норм и утверждение неограниченной свободы личности, неверие в способность новых государственных установлений ликвидировать извечное закабаление и эксплуатацию человека делают Вожака опасным врагом власти. Это хорошо понимает Комиссар, видя его огромное влияние на матросскую массу, для которой идея самоутверждения, идея свободы личности заманчива и революционна в эти годы великих катаклизмов и нетерпеливых ожиданий обновления всех жизненных основ. Но Комиссар понимает и другое - и эта сторона их конфликта приобретает принципиальное значение «на все времена» - идея самоутверждения личности бесплодна, если ей не сопутствует анализ динамики общественных процессов. А динамика эта такова, что позиция Вожака оказывается обреченной, у нее нет будущего. Вот это понимание объективной правды исторического процесса и помогло Комиссару в его архитрудной борьбе. Так же посетите театральную студию в москве fregatstudio.ru , здесь вас научат много новому.
Ведь Комиссар обязан не просто оценить всю сложность обстановки, предвидя неизбежность столкновения с Вожаком (все это лежит на поверхности сюжета и легко поддается многочисленным режиссерским и актерским интерпретациям). Уже в работе над алма-атинским спектаклем Л. Варпаховскому было важно заставить актеров понять свои задачи шире: Комиссар - Н. Сахарова и Вожак - А. Дымский вели ожесточенный бой за каждого человека с самого первого появления комиссара на корабле и поэтому у них как бы были одинаковые тактические задачи. Но какими разными путями шли они к их решению: Вожак - через испытанные и изощренные «провокационные действия»», игру на низменных инстинктах матросской массы: натравить мужчину на молодую красивую женщину, сцементировать «союз» на запрограммированном преступлении (сцена казни старухи) и т. д.
|