12.02.2017
Одновременно с Поповой, Весниным и Экстер над эскизами к Шекспиру работал и Г. Якулов Вс. Мейерхольд предложил ему, к тому времени уже показавшему на таировской сцене свою блистательную «Принцессу Брамбиллу», участие в постановке «Гамлета». Сотрудничество не состоялось, эскизы остались неосуществленными, и, глядя на них, даже гипотетически трудно представить, как могла бы сосуществовать режиссерская эстетика Мейерхольда тех лет с декорационными исканиями Якулова, столь ярко воплотившего в своем творчестве художественные принципы Камерного театра, во многом противоположные мейерхольдовским. Тем более, что его подход к «Гамлету» ничем не отличался от того, который был в «Брамбилле». Только если там Якулов сочинил игровую кубофутуристически-коллажную модель на тему итальянского барокко, то эскизы к «Гамлету» представляли собой вольную фантазию на тему ренессансной архитектуры и ренессансной живописи. Возможно вам понадобится перевозка окон пирамида. Причем, опять же, итальянской художника мало волновал северный характер места действия пьесы его интересовала прежде всего возможность создать свой собственный собирательный образ Ренессанса вообще, в его наиболее характерных особенностях: в золотисто-зеленоватом тициановско-веронезовском колорите и в архитектурных формах аркад, лоджий, галерей, беседок, составивших конструктивную основу единой установки. Она располагалась вдоль сцены, напоминая в какие-то моменты виадук или мост. Действие должно было разворачиваться на двух ярусах. Свет пронизывал всю установку насквозь, создавая ощущение невесомости этой архитектуры, даже эффект ее «парения» в сценическом пространстве. Когда же в картине «Кладбище» аркада оказывалась, напротив, перекрыта глухой каменной стеной с крестами, склепом и мавританской часовней наверху, и архитектура единой установки обретала плотность, массивность, монолитность, она становилась образом некоего, тоже обобщенного, средневековья. |