19.02.2017
Если рассмотренные выше примеры создания в постановках Шекспира разных видов обобщенного места действия были своего рода итоговой иллюстрацией к предпринятому в предыдущей, IV главе исследованию этого направления в декорационном искусстве первой половины XX века, то примеры сценического изображения в шекспировских же спектаклях различных вариантов уже конкретных мест можно считать как бы введением в проблематику. Как мы помним, в иерархии уровней обобщенности, сложившейся в практике мирового театра первой половины XX века, самым низшим (после мифо-поэтического и исторического, предполагавшего воплощение пластической квинтэссенции целой культурной эпохи) был тот, на котором художники создавали образ страны посредством концентрированного выражения самого существа природных, архитектурных, вещественных форм национального бытия. Когда же художники переходили далее к сочинению единой установки как образа города, замка, дворца, дома, словом жилища, они оказывались в сфере исканий уже второго направления декорационного искусства (к рассмотрению которого мы сейчас переходим), потому что, сколь бы высоким ни оставался уровень обобщенности, главным качеством изображаемого места действия теперь становилась его конкретность. Таковыми были, к примеру, единые установки на темы ренессансных Вероны и Венеции, создававшиеся в спектаклях по шекспировским трагедиям: «Ромео и Джульетта» и «Венецианский купец». Возможно вам понадобится пастеризационно охладительная установка. Верону, «охваченную мятежом, разделенную ненавистью двух семейств на два враждебных лагеря», город, который «ведет действие», изобразил в качестве единой установки Ж. Питоев в эскизе 1922 года, реализованном им как режиссером, лишь спустя пятнадцать лет на сцене парижского театра «Матюрен». Перед зрителями предстали собранные вместе, в симультанную композицию декорационные изображения домов Капулетти и Монтекки, а также часовенки, деревьев сада с плоской «кроной» и т.д., словом изображения всех тех конкретных мест действия, которые предполагались пьесой и могли существовать в шекспировской Вероне. |