06.04.2017
На вопрос о том, в чем заключается суть театральности, театрального восприятия, Немирович-Данченко отвечал следующим примером: «Представьте себе такую картину, писал он в «Мыслях о театре», идет балет «Лебединое озеро», адажио второго действия. Огромный, великолепный зал, до отказа, как говорится, набитый зрителями. Играет одна скрипка с легким, почти воздушным сопровождением нескольких струнных, и танцует одна балерина... Только балерина и скрипка. И не слышно дыхания тысячи восьмисот человек, и проносится веяние тех секунд - трех-четырех-пяти, которые и составляют самое зерно театрального восприятия, секунды того вдохновения, какое, кажется, нельзя приобрести никакими усилиями и никакой техникой, секунды того охвата, ради которого существует и это роскошное здание, и директор, и художник, и осветители,- словом, три тысячи человек коллектива Большого театра...» Здесь описан один лишь момент атмосферы спектакля, подлинно художественной атмосферы, заставившей замереть колоссальный зал театра и созданной несколькими секундами вдохновенного танца актрисы. Возможно вам понадобится домкрат реечный 3т. Интересно, что Немирович-Данченко пишет чуть дальше о том, что на другой день, в том же спектакле, все останется тем же самым, за исключением того, что на сцене будет другая балерина и те мгновения «охвата», о которых писал режиссер, уже не возникнут, хотя, с точки зрения балетной техники, эта балерина может быть так же талантлива, как и первая. Совершенно очевидно, что только тогда возникает в театре эта удивительная атмосфера, заставляющая замереть в одном дыхании огромный зрительный зал, когда игра артиста одухотворена той сложной внутренней жизнью, которой человек и интересен, которая и является предметом сценического искусства. Принято считать, что театр - это место, на малом пространстве которого сосуществуют различные искусства; тесно переплетаясь друг с другом, они создают некую единую художественную целостность. Но сама эта целостность, это гармоническое единение различных искусств возможно только в том случае, когда оно одухотворено внутренней жизнью артиста, когда излучение этой внутренней жизни пронизывает весь спектакль, оживляет все его компоненты, создает его атмосферу. |